ПРОГРАММА ГИП
«Современные технологии преподавания – эффективный ресурс повышения качества образования».
Актуальность и востребованность заявленной программы ГИП:
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, повышение качества образования. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на другие виды деятельности.
Глубинные процессы, происходящие в системе образования, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений.
Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Насколько актуальны данные вопросы в нашем муниципалитете?
«Приоритетной задачей школьного образования для нас остается повышение его качества. За период прошедшего пятилетия 134 выпускника школ города были награждены медалями «За особые успехи в учении». Результаты единого государственного экзамена показывают, что в течение трех последних лет они стабильно выше средне городских и средне областных:
- по математике в Лицее,
- по русскому языку в Гимназии.
В целом результаты государственной итоговой аттестации этого года нас не могут радовать.
Профессиональный потенциал нашего педагогического сообщества дает нам уверенность в том, что мы успешно преодолеем сегодняшние трудности и обеспечим необходимое качество образования. При этом образовательным учреждениям следует провести глубокий анализ результатов:
- Единого и Основного государственных экзаменов,
- Всероссийских проверочных работ,
- Региональных проверочных работ,
- Национальных исследований качества образования по отдельным предметам,
с тем, чтобы выявить причины снижения результатов и определить пути их повышения.
Считаем, что снижение качества результатов обучения напрямую связано с эффективностью урока. Результаты муниципального контроля свидетельствуют об отсутствии в большинстве образовательных учреждений внимания администрации к роли урока – практика посещения и анализа урока снижена. Не в полной мере работает внутренняя система оценки качества образования в учреждениях. Вопрос качества образования должен стать первостепенным для каждого учителя, воспитателя, педагога, руководителя, управления образования.» (из выступления начальника управления образования администрации г. Мончегорска Архипова А.И. на Педагогическом совещании работников образования города Мончегорска «Система образования города Мончегорска как ресурс инновационного развития муниципалитета», посвященном 80-летию города Мончегорска и 85-летию системы образования города Мончегорска).
Цель Муниципальной программы «Развитие образования в городе Мончегорске» (утверждена постановлением администрации города Мончегорска от 14.11.2018 № 1340 (в редакции постановлений от 22.03.2019 № 371; от 04.04.2019 №429) - Формирование современного образовательного пространства города Мончегорска, повышение доступности и качества образования.
Работа ГИП «Современные технологии преподавания – эффективный ресурс повышения качества образования» должна стать одним из эффективных направлений работы по достижению данной цели.
Цель: освоение участниками ГИП современных технологий преподавания необходимых для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих поступательное развитие познавательной и личностной сфер учащихся общеобразовательной школы, а также развитие педагогического мышления и других профессиональных компетентностей преподавателя.
Задачи:
1.Формирование состава ГИП из числа руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.
2.Определение перечня современных технологий преподавания, освоение которых предполагается в ходе работы ГИП.
3.Организация открытых уроков, занятий- практикумов, мастер-классов с членами ГИП по освоению отобранных технологий.
4.Использование участниками ГИП осваиваемых технологий в ходе преподавания своего предмета.
5.Предъявление участниками ГИП полученного опыта коллегам своего образовательного учреждения через открытые уроки.
6. Разработка участниками ГИП технологических карт уроков с использованием освоенных современных технологий, участие в муниципальном конкурсе методических разработок уроков.
7.Формирование электронного методического сборника по результатам работы ГИП.
Предполагаемые сроки работы ГИП: октябрь 2019 – октябрь 2020 гг.
Организационные формы методической работы:
- Активные (стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов):
1. Методический мост. Цель: обмен педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания
2. Мастер-класс. Цель: передача знаний и умений, обмен опытом обучения и воспитания, демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.
3. Открытые уроки. Цель: повышение квалификации участников ГИП, экспертиза коллегами новшества, инновационной технологии, применённой учителем, саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя).
- Интерактивные (предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия, вовлеченных в образовательный процесс субъектов):
- разработка технологических карт уроков с использованием образовательных технологий;
- участие в конкурсе педагогического мастерства.
2. Мастер-класс. Цель: передача знаний и умений, обмен опытом обучения и воспитания, демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.
3. Открытые уроки. Цель: повышение квалификации участников ГИП, экспертиза коллегами новшества, инновационной технологии, применённой учителем, саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя).
- Интерактивные (предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия, вовлеченных в образовательный процесс субъектов):
- разработка технологических карт уроков с использованием образовательных технологий;
- участие в конкурсе педагогического мастерства.
Учебно-тематический план освоения участниками ГИП современных технологий преподавания
№ занятия
|
сроки
|
Содержание
|
Форма занятия
|
-
|
Октябрь 2019 г.
|
Обзор современных инновационных технологий.
|
Методический мост
|
-
|
Октябрь 2020 г.
|
Семинары – практикумы с открытыми уроками (мастер-классами) по отдельным технологиям
|
|
-
|
Ноябрь 2019 г.
|
Семинары – практикумы с открытыми уроками (мастер-классами) по отдельным технологиям
|
|
-
|
Декабрь 2019 г.
|
Семинары – практикумы с открытыми уроками (мастер-классами) по отдельным технологиям
|
|
-
|
Январь 2020 г.
|
Семинары – практикумы с открытыми уроками (мастер-классами) по отдельным технологиям
|
|
-
|
Февраль 2020 г.
|
Семинары – практикумы с открытыми уроками (мастер-классами) по отдельным технологиям
|
|
-
|
Март
2020 г.
|
Семинары – практикумы с открытыми уроками (мастер-классами) по отдельным технологиям
|
|
-
|
Апрель 2020 г.
|
Семинары – практикумы с открытыми уроками (мастер-классами) по отдельным технологиям
|
|
-
|
Апрель 2020 г.
|
Являются ли современные технологии преподавания эффективным ресурсом повышения качества образования?
|
Методический мост
|
-
|
Сентябрь 2020 г.
|
Разработка Положения о конкурсе методических разработок с использованием современных технологий.
Консультации и методическое сопровождение участников конкурса.
|
|
-
|
Октябрь 2020 г
|
Проведение муниципального конкурса методических разработок с использованием современных технологий.
|
Конкурс педагогического мастерства
|
Планируемые результаты:
Участники ГИП получат возможность сформировать представление:
- о современных образовательных технологиях;
- об особенностях использования современных образовательных технологий в образовательной практике;
Участники ГИП получат возможность сформировать умения:
- выбирать современные образовательные технологии в зависимости от целей педагогического процесса и уровня подготовки обучающихся;
- проектировать, прогнозировать и оценивать педагогические воздействия в соответствии с используемой технологией;
- анализировать и обосновывать свои суждения о целесообразности применения современных образовательных технологий, используя знания о процессе развития личности ребенка;
- осмысливать свои собственные действия при организации воспитательно-образовательного процесса.
Форма представления результатов ГИП для массовой практики:
Теоретический материал размещен на интернет- ресурсе http://distansizova.ucoz.ru
Руководитель ГИП – Скрутелева И.А.,
заместитель директора МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова
|