Программа работы городской инновационной площадки
«Организация дистанционного образования».
Актуальность Основная цель обновления современного образования – повышение
его вариативности и индивидуализированности.
Одним из способов реализации поставленной цели в
контексте ст. 16 Закона РФ «Об образовании» является разработка и внедрение дистанционного
образования.
Система дистанционного образования развивается, нашла широкое применение в Высшем
образовании, в дополнительном образовании, как альтернативная форма получения
среднего образования. Однако, в средних общеобразовательных школах данная
форма применяется мало. Дистанционное обучение - не электронный
вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий
и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Оно решает задачи,
которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:
- усиление активной роли школьников в собственном образовании
за счет персональной образовательной траектории
- выбор доминантных направлений, форм и темпов обучения в
разных образовательных областях
- использование доступных образовательных ресурсов
- получение консультации квалифицированного специалиста
- применение интерактивных форм занятий
- усиление творческой составляющей образования, наличие условий
для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения
- возможность получения экспертного заключения
результатов своей деятельности
- развитие широкого мировоззрения и успешная
социализация.
- организовать сетевое взаимодействие в муниципалитете;
- организовать дополнительную систему подготовки к
итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов.
Практическое воплощение идеи связано с отсутствием технологий
планирования и управления данным процессом.
Современная школа не имеет нормативной и методической базы
для осуществления реформирования в данном направлении. Деятельность образовательных
учреждений по дистанционному образованию складывается на основе различных единичных
практик, не приводя к формированию целостной модели.
Педагогическая цель Реализация принципов развивающего образования, индивидуализации
и вариативности через организацию
дистанционного образования, интегрированного
в классно – урочную систему, а также как систему дополнительного образования.
Основной целью дистанционного обучения школьников является:
- предоставление учащимся школы доступа к качественному
образованию;
- обеспечение возможности изучения учебных предметов на
расширенном и углубленном уровне, активного участия в олимпиадах и конкурсах;
- включения в процесс обучения новых учебных предметов за
рамками основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;
- выбора общеобразовательных дисциплин при предпрофильном
и профильном обучении в старшей школе;
- обучения школьников с медицинскими ограничениями и
детей – инвалидов для получения регулярного образования;
- непрерывности процесса обучения в плохих метеоусловиях
и при вспышке инфекционных заболеваний с использованием современных
информационных технологий.
Использование дистанционного обучения способствует решению
задач повышения эффективности:
- учебной деятельности учащихся;
- организации учебного процесса;
- использования возможностей информационно – коммуникационных
технологий при организации учебно-воспитательного процесса в рамках программы
развития школы как образовательного учреждения адаптивного типа, реализующей
компетентностный подход в образовании и воспитании школьников.
Цель работы ГИПСоздание модели дистанционного
образования в школах города Мончегорска, в ресурсном центре, сетевого
взаимодействия между школами города.
Организационно-управленческие: формирование и
обеспечение взаимодействия подсистем ДО,
решение вопросов правового и финансового обеспечения деятельности
системы, набор обучающихся, организация процесса обучения и пр.
Контентные (формирование контента для системы ДО – отбор,
создание и корректировка учебных курсов, ориентированных на стандарты общего
образования – базовые и профильные и требования программ дополнительного
образования); Экспертные (экспертиза содержания и оформления учебных
курсов, оценка отобранных программ с точки зрения соответствия стандартам,
требованиям к оформлению, возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся,
методическим и дидактическим особенностям);
Методические (подготовка педагогов к работе в системе
ДО, методическое сопровождение, выработка методических рекомендаций по
организации изучения, закрепления и контроля знаний);
Обучающие (организация обучения и сопровождения
обучающихся в системе ДО, в т.ч. определение индивидуального образовательного
маршрута, подбор оптимального режима обучения, сроков обучения, накопление данных
индивидуальной диагностики – промежуточной и итоговой – по каждому
обучающемуся и пр.) Инженерно-технические (создание технической среды ДО,
администрирование программно-технических средств, обеспечение
работоспособности телекоммуникационной
системы, сервера, ЛВС и ПК системы ДО, создание условий для обеспечения
технической и информационной безопасности системы).
Предполагаемые сроки работы ГИП 2013-2014 уч.г. – организационно – аналитический этап
2014-2015 уч.г. – внедренческий этап
2015-2016 уч.г. – эксплуатационный этап
Цель работы ГИП на 2013-2014 уч.г.
Создание нормативно-правовой, кадровой, учебной и
технической базы для системы ДО.
Задачи на 2013-2014 уч.г. - проанализировать существующие теоретические модели дистанционного
образования;
- изучить существующий (российский и региональный) опыт
реализации дистанционного образования для обучающихся на средней и старшей ступени
обучения;
- исследовать особенности и актуальные потребности и
возможности лицея имени В.Г. Сизова как ресурсного центра, школ города;
- повысить квалификацию педагогов-участников инновационной
деятельности по реализации дистанционного образования;
- разработать модель дистанционного образования в ресурсном центре, в школах
города, сетевого взаимодействия;
- разработать нормативно – правовую базу введения в
практику школ дистанционного образования;
- разработать рекомендации по внедрению модели дистанционного
образования в практику работы образовательных учреждений;
- организовать психолого-педагогический мониторинг
процесса внедрения дистанционного образования в условиях ресурсного центра
МБОУ лицей имени В.Г. Сизова;
- выбрать
программно-технические средства, оптимальные для решения образовательных
задач ДО применительно к региональным условиям.
Тематика, форма и сроки
заседаний ГИП- Из российского и регионального опыта реализации
дистанционного образования – в практику школ города Мончегорска (проблемный
семинар). Срок: сентябрь 2013г.
- Разработка нормативно – правовой базы дистанционного образования (практикум).
Срок: октябрь 2013г.
- Методологические основы дистанционного образования.
Использование Интернет – сервисов для организации дистанционного образования
(теоретический семинар). Срок: декабрь 2013 г.
- Технологии дистанционного образования (практикум).
Срок: январь 2014 г.
- Из опыта введения дистанционного образования в
школах города. Разработка модели сетевого взаимодействия («круглый стол»).
Срок: март 2014г.
- Психолого-педагогический мониторинг процесса внедрения
дистанционного образования (конференция). Срок: апрель 2014 г.
Ожидаемый результатСоздание модели и введение в практику дистанционного
образования на базе ресурсного центра позволит обручающимся:
- освоить
технологии самоопределения, самоорганизации и профессиональной ориентации;
- реализовать
индивидуальные образовательные потребности;
- повысить качество знаний.
- образовательной системе города :
- повысить качество предоставляемых образовательных
услуг;
- усовершенствовать систему оценки образовательных
достижений обучающихся в условиях ресурсного центра;
- реализовать цели
совершенствования образовательной среды через повышение доступности
образования для обучающихся средней и старшей ступени школ города;
- развить систему поддержки обучающихся с различными
образовательными потребностями в условиях ресурсного центра.
Состав участников ГИПАдминистрация школ города
Учителя-предметники, работающие на средней и старшей ступени
образования.
Форма представления результатов ГИП для массовой практики- методические рекомендации по организации дистанционного
образования для образовательных учреждений города;
- представление опыта разработки модели дистанционного
образования участниками ГИП через
систему семинаров и конференций муниципального, регионального уровня;
- разработки методического сопровождения дистанционного
образования.
|