Актуальность
Основная цель обновления современного образования – повышение его вариативности и индивидуализированности.
Одним из способов реализации поставленной цели в контексте ст. 16 Закона РФ «Об образовании» является разработка и внедрение дистанционного образования.
Система дистанционного образования развивается, нашла широкое применение в Высшем образовании, в дополнительном образовании, как альтернативная форма получения среднего образования. Однако, в средних общеобразовательных школах данная форма применяется мало. Дистанционное обучение - не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Оно решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:
- усиление активной роли школьников в собственном образовании за счет персональной образовательной траектории
- выбор доминантных направлений, форм и темпов обучения в разных образовательных областях
- использование доступных образовательных ресурсов
- получение консультации квалифицированного специалиста
- применение интерактивных форм занятий
- усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения
- возможность получения экспертного заключения результатов своей деятельности
- развитие широкого мировоззрения и успешная социализация.
- организовать сетевое взаимодействие в муниципалитете;
- организовать дополнительную систему подготовки к итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов.
Практическое воплощение идеи связано с отсутствием технологий планирования и управления данным процессом.
Современная школа не имеет нормативной и методической базы для осуществления реформирования в данном направлении. Деятельность образовательных учреждений по дистанционному образованию складывается на основе различных единичных практик, не приводя к формированию целостной модели.
Педагогическая цель
Цель работы ГИПРеализация принципов развивающего образования, индивидуализации и вариативности через организацию дистанционного образования, интегрированного в классно – урочную систему, а также как систему дополнительного образования. Основной целью дистанционного обучения школьников является:
- предоставление учащимся школы доступа к качественному образованию;
- обеспечение возможности изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне, активного участия в олимпиадах и конкурсах;
- включения в процесс обучения новых учебных предметов за рамками основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;
- выбора общеобразовательных дисциплин при предпрофильном и профильном обучении в старшей школе;
- обучения школьников с медицинскими ограничениями и детей – инвалидов для получения регулярного образования;
- непрерывности процесса обучения в плохих метеоусловиях и при вспышке инфекционных заболеваний с использованием современных информационных технологий.
Использование дистанционного обучения способствует решению задач повышения эффективности:
- учебной деятельности учащихся;
- организации учебного процесса;
- использования возможностей информационно – коммуникационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса в рамках программы развития школы как образовательного учреждения адаптивного типа, реализующей компетентностный подход в образовании и воспитании школьников.
Создание модели дистанционного образования в школах города Мончегорска, в ресурсном центре, сетевого взаимодействия между школами города.
Организационно-управленческие: формирование и обеспечение взаимодействия подсистем ДО, решение вопросов правового и финансового обеспечения деятельности системы, набор обучающихся, организация процесса обучения и пр.
Контентные (формирование контента для системы ДО – отбор, создание и корректировка учебных курсов, ориентированных на стандарты общего образования – базовые и профильные и требования программ дополнительного образования);
Экспертные (экспертиза содержания и оформления учебных курсов, оценка отобранных программ с точки зрения соответствия стандартам, требованиям к оформлению, возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся, методическим и дидактическим особенностям);
Методические (подготовка педагогов к работе в системе ДО, методическое сопровождение, выработка методических рекомендаций по организации изучения, закрепления и контроля знаний);
Обучающие (организация обучения и сопровождения обучающихся в системе ДО, в т.ч. определение индивидуального образовательного маршрута, подбор оптимального режима обучения, сроков обучения, накопление данных индивидуальной диагностики – промежуточной и итоговой – по каждому обучающемуся и пр.)
Инженерно-технические (создание технической среды ДО, администрирование программно-технических средств, обеспечение работоспособности телекоммуникационной системы, сервера, ЛВС и ПК системы ДО, создание условий для обеспечения технической и информационной безопасности системы).
Предполагаемые сроки работы ГИП
2013-2014 уч.г. – организационно – аналитический этап
2014-2015 уч.г. – внедренческий этап
2015-2016 уч.г. – эксплуатационный этап
Цель работы ГИП на 2013-2014 уч.г.
Создание нормативно-правовой, кадровой, учебной и технической базы для системы ДО.
Задачи на 2013-2014 уч.г.
Тематика, форма и сроки заседаний ГИП
- проанализировать существующие теоретические модели дистанционного образования;
- изучить существующий (российский и региональный) опыт реализации дистанционного образования для обучающихся на средней и старшей ступени обучения;
- исследовать особенности и актуальные потребности и возможности лицея имени В.Г. Сизова как ресурсного центра, школ города;
- повысить квалификацию педагогов-участников инновационной деятельности по реализации дистанционного образования;
- разработать модель дистанционного образования в ресурсном центре, в школах города, сетевого взаимодействия;
- разработать нормативно – правовую базу введения в практику школ дистанционного образования;
- разработать рекомендации по внедрению модели дистанционного образования в практику работы образовательных учреждений;
- организовать психолого-педагогический мониторинг процесса внедрения дистанционного образования в условиях ресурсного центра МБОУ лицей имени В.Г. Сизова;
- выбрать программно-технические средства, оптимальные для решения образовательных задач ДО применительно к региональным условиям.
Ожидаемый результат
- Из российского и регионального опыта реализации дистанционного образования – в практику школ города Мончегорска (проблемный семинар). Срок: сентябрь 2013г.
- Разработка нормативно – правовой базы дистанционного образования (практикум). Срок: октябрь 2013г.
- Методологические основы дистанционного образования. Использование Интернет – сервисов для организации дистанционного образования (теоретический семинар). Срок: декабрь 2013 г.
- Технологии дистанционного образования (практикум). Срок: январь 2014 г.
- Из опыта введения дистанционного образования в школах города. Разработка модели сетевого взаимодействия («круглый стол»). Срок: март 2014г.
- Психолого-педагогический мониторинг процесса внедрения дистанционного образования (конференция). Срок: апрель 2014 г.
Создание модели и введение в практику дистанционного образования на базе ресурсного центра позволит обручающимся:
Состав участников ГИП
- освоить технологии самоопределения, самоорганизации и профессиональной ориентации;
- реализовать индивидуальные образовательные потребности;
- повысить качество знаний.
- образовательной системе города :
- повысить качество предоставляемых образовательных услуг;
- усовершенствовать систему оценки образовательных достижений обучающихся в условиях ресурсного центра;
- реализовать цели совершенствования образовательной среды через повышение доступности образования для обучающихся средней и старшей ступени школ города;
- развить систему поддержки обучающихся с различными образовательными потребностями в условиях ресурсного центра.
Администрация школ городаУчителя-предметники, работающие на средней и старшей ступени образования.
- методические рекомендации по организации дистанционного образования для образовательных учреждений города;
- представление опыта разработки модели дистанционного образования участниками ГИП через систему семинаров и конференций муниципального, регионального уровня;
- разработки методического сопровождения дистанционного образования.

Дистанционное обучение







